Адаптация первоклассников
Поступление в школу - важный момент в жизни ребенка. И хотя поначалу все дети воспринимают школу как новое развлечение, со временем наступает понимание того, что школа – это серьезно. Каждый день туда нужно ходить, выполнять требования учителя, подчиняться правилам школьной жизни и даже дома - делать уроки. Вот тут и начинаются проблемы, которые важно решить именно сейчас. Дальнейшая успеваемость и стремление учиться закладываются в первый школьный год.
Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения (а значит, и уровень сложности образовательной программы) и степень подготовленности ребенка к школьной жизни.
Немаловажным фактором является и поддержка взрослых - мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.
Нередко родители ругают ребенка за то, что он поздно возвращается из школы, что ему часто звонят друзья "не по делу", что слишком много времени у него уходит на прогулки. Однако хорошо бы помнить о том, что в этот период первоклассник активно устанавливает контакты, ищет свое место в детской среде, учится сотрудничать с другими детьми и принимать помощь в свой адрес. Помогите ему в этом непростом деле! От того, какую нишу займет ваше чадо при распределении социальных ролей, зависит весь период его обучения в школе. Вспомните, как тяжело избавиться от имиджа "жадины" или "всезнайки", как много проблем появляется в подростковом возрасте именно потому, что когда-то малышу не удалось проявить себя должным образом.
Влияют ли на адаптацию первоклассника
отношение к нему учителя?
От учителя зависит и то, какой сосед по парте "достанется" вашему ребенку. Это - немаловажный фактор успешной адаптации первоклассника. Обязательно поинтересуйтесь, какие отношения складываются у детей, сидящих вместе. А может быть, это ваше дитя мешает кому-то на уроках? Не пугайтесь, дети еще не освоили непривычных норм поведения, да и просидеть 30 минут, не отвлекаясь, в этом возрасте достаточно сложно. Постарайтесь побеседовать с вашим школьником о том, что умение уважать другого, когда тот работает - очень ценное умение. Обязательно хвалите его, если человек выдержал подобное испытание с честью. Стимулируйте помощь детей друг к другу, не поощряйте позицию "моя хата с краю", - кто знает, возможно, именно взаимовыручка и доброе отношение между одноклассниками поможет вашему ребенку в трудный момент.
Как же помочь ребенку быстрее приспособиться к новой жизни? Как не отбить у него желание учиться? Что должны сделать родители?
1. Поддержать стремление малыша стать школьником. Искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения.
2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретиться в школе, и объясните их необходимость.
3. Интересуйтесь школьными новостями. Встречая ребенка, не забудьте спросить: «Как успехи в учебе?» Если малыш сам жаждет с ходу поделиться школьными впечатлениями, не откладывайте разговор на потом.
4. Ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Естественно, что у него может что-то не сразу получиться. Все имеют право на ошибку.
5. Составьте вместе распорядок дня, следите за его соблюдением. Вечером полезны прогулки и игры на свежем воздухе. А в 21 час первокласснику пора спать.
6. Чаще хвалите малыша за его успехи. Не сравнивайте сына или дочь с другими детьми. Старайтесь объективно оценивать их возможности. Вместо того, чтобы пенять: «Посмотри, как быстро справилась с заданием Даша, а ты что? Давай быстрее». Лучше скажите: «Сегодня ты выполнил задание быстрее, чем вчера. Молодец!»
7. Научите ребенка отдыхать. Необходимо чередовать физическую и психическую нагрузки с активным отдыхом.
Искусство делать уроки.
1. Первое время вы должны мягко напоминать малышу, что пора садиться за книжки и помогать ему.
2. Если что-то не получается, помогите ребенку, но не делайте за него домашнее задание.
3. Всегда начинайте с трудных предметов, пока внимание на высоте. А то, что и так знакомо ребенку оставьте напоследок.
4. Спокойный тон, поддержка: «Не волнуйся, все получится. Давай разберемся вместе» и похвала обязательно.
5. Время приготовления уроков должно включать в себя 10-15 минутные перерывы, физкультминутки.
К счастью, период адаптации краткосрочен, и в ваших силах облегчить ребенку переход в новый статус.